Как правильно выбрать латунный кран: состав сплава, защитные покрытия и риски децинкификации
Выбор латунного крана — это не только вопрос цены, но и безопасности водоснабжения. Дешёвые сплавы (например, ЦАМ) быстро разрушаются, а вымывание цинка может привести к загрязнению воды.
Сейчас, в маркетплейсах, огромный выбор латунных кранов, где все наперебой пишут - CW617N. Какой состав сплава на самом деле, практически никто не знает и маркетплейсы, которые гонятся за ценой, не волнуют. Их задача - продать.
У нас, ежедневно приходят на почту предложения китайских производителей, которые с готовностью поставят даже на силуминовый кран штамп о том, что это латунь, но, как Вы понимаете, латунь не может стоить дешевле, чем стоимость ее компонентов и съэкономив 500 руб Вы можете получить проблему на сумму многократно превышающую сумму "выигрыша", ведь лопнувший кран - это, даже при сработавшей системе от протечек, стоимость самого крана, работ по его замене и прочие неприятности, которые можно было избежать.
Обратите внимание, появление рыжего налета или пористого выступа, говорит о глубоком поражении массы крана. Это как карес зуба, если не обращать внимания, может привести к очень неприятным последствиям.
1. Латунь vs. ЦАМ vs. Бронза: ключевые различия
Состав и свойства CW617N (европейская латунь для сантехники)
Сплав CW617N (аналог ЛС59-1 по ГОСТ) считается оптимальным для кранов. Его состав:
- Медь (Cu): 57–60% – обеспечивает коррозионную стойкость.
- Цинк (Zn): 36–40% – повышает прочность, но может вымываться.
- Свинец (Pb): 1,5–3,5% – улучшает обрабатываемость.
- Олово (Sn), Алюминий (Al), Железо (Fe): <1% – дополнительные присадки.
Это ЧЁТКО сформулированное процентное содержание ОБЯЗАТЕЛЬНЫХ составляющих этого сплава для устойчивости к процессу дезоцинкования латуни.
Для того , чтобы получить качественный продукт из DR-латуни требуется определенный метод изготовления и термообработки, строго соблюдать оговоренные количественные показатели для сплава и он не может стоить дешевле стоимости именно качественных компонентов в него входящих, вот поэтому дешёвый сплав изготовляется либо из силумина , либо с добавками свинца, либо с низким содержанием меди , что и приводит к хрупкости изделия под воздействием хлорированной воды и температуры.
При покупке крана, следует не только смотреть на указанный стандарт сплава, но и выбирать бренды, которые отвечают за то, что Вас не обманывают. В отличие от дешевых поделок,на краны Bonomi действует расширенная пожизненная гарантия
2. Вымывание цинка (децинкификация): причины и последствия
Как и почему происходит вымывание?
Децинкификация — это электрохимический процесс, при котором цинк выщелачивается из сплава, оставляя пористую медную матрицу.
Основные причины:
- Мягкая или кислая вода (pH < 7) ускоряет коррозию.
- Высокое содержание хлора (в городских водопроводах).
- Высокие температуры (в системах ГВС риск выше).
- Низкое качество сплава (избыток цинка, отсутствие легирующих добавок).
Чем это грозит?
✔ Разрушение крана – появление рыхлых участков, трещин, свищей.
✔ Протечки – потеря герметичности через 5–7 лет (у дешёвых сплавов).
✔ Загрязнение воды – оксиды цинка и свинца могут попадать в систему.
✔ Снижение давления – из-за зарастания труб продуктами коррозии.
Выщелачивание цинка появляется в виде поверхностной коррозии или локально ограниченного образования продуктов коррозии в виде наростов. Вначале медь и цинк переходят в раствор и более благородная медь осаждается на поверхности, образуя губчатый пористый осадок.
Проще говоря, при выщелачивании цинка медь и цинк растворяются(вымываются) структура металла становится пористой , как следствие - изделия эти рассыпаются . Цинк остается в растворе или осаждается в виде солей на поверхности. Относительная форма сохраняется, однако прочность быстро снижается. Выщелачивание цинка продвигается очень быстро и вскоре проникает вглубь материала. Это как раз и приводит к разрушению таких "привлекательных" по цене изделий
3. Защита от вымывания: никелирование и хромирование
Чтобы снизить риск децинкификации, требуется использовать латунь без отклонений от стандартов и удешевлений в виде уменьшения количества меди в сплаве и увеличения цинка и свинца в составе. Также, производители наносят защитные покрытия:
Никелирование
- Толщина слоя: 10–25 мкм.
- Плюсы:
- Улучшает стойкость к коррозии.
- Придаёт крану серебристый блеск.
- Минусы:
- Со временем может стираться.
- Не защищает полностью при повреждении слоя.
Хромирование
- Толщина слоя: 0,1–1 мкм (декоративное) или до 50 мкм (твёрдое).
- Плюсы:
- Максимальная защита от коррозии.
- Устойчивость к царапинам (особенно твёрдый хром).
- Минусы:
- Дороже никелирования.
- Требует идеально гладкой поверхности.
Какой вариант лучше?
- Для квартиры/дома достаточно хромирования.
- В агрессивных средах (например, при высоком содержании хлора) лучше твёрдый хром + латунь CW617N.
4. Уход за латунными кранами
Чтобы продлить срок службы:
✔ Регулярно протирать мягкой тканью – предотвращает налёт.
✔ Избегать абразивных средств – царапины ускоряют коррозию.
✔ Проверять уплотнители – износ прокладок ведёт к протечкам.
✔ Следить за качеством воды – при высокой жёсткости или кислоте стоит установить фильтр.
Вывод: как выбрать надёжный кран?
✅ Состав сплава – только CW617N или ЛС59-1 (не ЦАМ!).
✅ Защитное покрытие – хромирование предпочтительнее.
✅ Проверка на децинкификацию – если кран стал розоватым (медь проступает), пора менять.
✅ Уход – избегать агрессивной химии и механических повреждений.
Не гонитесь за "выгодой". В маркетплейсах не проверяют состав указываемый продавцом, что ведет к преждевременной гибели крана и протечкам.
Правильный выбор крана и уход обеспечат 20+ лет службы без протечек и риска для здоровья.
0 комментариев